Как в России зарождалось детское изобретательство
В истории много примеров, когда великие открытия делали люди, с детства интересующиеся изобретательством и наукой. Например, Томас Эдисон уже в 12 лет проводил химические опыты. Именно поэтому важно поддерживать и развивать интерес к созиданию и изучению мира с ранних лет.
В СССР уже с 1922 года начали создаваться технические кружки и мастерские, но в 1990-х их популярность начала угасать. Несомненно, наука и техника — двигатели прогресса, поэтому сегодня одна из наших миссий — поддерживать детей-изобретателей, повышать престиж инженерных профессий и развивать интерес к этой теме.
Мы начали работать в этой области в 2017 году, когда японская ассоциация изобретателей позвала российскую делегацию принять участие в международной выставке юных изобретателей. Мы собрали 11 талантливых детей-изобретателей со всей России и подготовили их к выступлению. Тогда наши ребята удивили жюри наукоемкостью своих проектов. Нам понравилась идея, что конкурс требует от детской и юношеской аудитории проекты, которые уже готовы к практическому применению, — это один из судейских критериев. С тех пор мы отобрали и принимаем участие в трех различных международных конкурсах детей-изобретателей, за это время при поддержке нашей фирмы в них приняли участие более 100 российских детей.
На конкурсах юных изобретателей в Восточной Азии мы увидели очень интересный и правильный, с нашей точки зрения, подход к судейству: несколько специалистов оценивают решение по заранее оговоренным критериям, у каждого из которых свой вес. А потом уже по сумме этих критериев определяют, кто победитель. При этом судьи — люди с техническим образованием. Это сильно отличалось от принятого у нас подхода к оцениванию по принципу «нравится — не нравится».
Большое внимание детскому изобретательству уделяется также в Японии, Китае, Индонезии, Индии. Например, от Китая на конкурсы приезжает одна из самых больших делегаций — и всегда с высоким уровнем разработки детских проектов. Некоторые из решений сопоставимы с кандидатскими диссертациями, но при этом они еще и готовы к запуску. В том числе за счет этого технологии и экономика в их странах активно развиваются. У нас такая активная поддержка была при СССР, и отчасти благодаря этому тогда получилось достичь технического прорыва, например, в машиностроении, космической и авиаотрасли.
Что сейчас происходит с детским изобретательством
В Азии детям с раннего возраста прививают прагматичный подход. В первую очередь там важны не идеи, а решения, которые можно тут же собрать, применить и даже выпустить на рынок, и они будут приносить доход. У нас же чаще акцент был скорее на участии в олимпиадах и других подобных конкурсах, где победить — значит найти готовое, заранее известное решение, а не придумать свое. Люди, которые работают с инновациями, всегда ищут новые технические выходы из сложной ситуации.
Мы решили продвигать такой концепт конкурсов и модель оценивания в России. Под впечатлением от мероприятия даже были попытки поднять идею на государственный уровень, но это оказалось бесперспективно. Поэтому ее продолжили реализовывать в кругу единомышленников.
Для нашей компании поддержка детского изобретательства — социальная миссия. Мы делились идеей с крупными компаниями и поддержал ее только «Норникель».
«Норникель» создал систему, в рамках которой с помощью своих конкурсов отбирает участников для международных выставок, а мы помогаем ребятам информационно. Например, мы подготовили пособие для юных изобретателей по патентно-информационному поиску и охране интеллектуальной собственности для юных участников выставки In’Hub, а сейчас готовим вариант на английском языке для участников выставки в Индонезии.
Кроме того, «Норникель» создал сеть детских технических кружков, которые есть даже за полярным кругом. У детей есть места, где можно раскрыть свой потенциал и получить поддержку специалистов. Приятно видеть, что в труднодоступных регионах живут грамотные и увлеченные техническим творчеством дети. А главное, им дают возможность раскрыть себя. Из таких ребят в будущем часто вырастают перспективные инженеры, ученые и другие специалисты.
В России отношение к детскому изобретательству разнится в зависимости от региона. Например, где-то это всегда поощряется, а где-то подобная активность малозаметна. При этом есть педагоги, готовые работать с детьми в этом направлении. Но мы столкнулись с интересным феноменом: в нескольких регионах предложили учителям поучаствовать в нашей инициативе, а они отказались из-за опасения дополнительных проверок. Детям нужны увлеченные наставники, чтобы направить их и поддержать их интересы. Если ребенок хочет создавать, но не знает, что именно, задача педагога — подсказать, какие есть проблемы и как их можно решать.
Как поддерживать детские изобретения
«Норникель» выбрал путь ненавязчивого, но внимательного сопровождения. Оно закрепляет в ребенке уверенность, что его деятельность важна, нужна и престижна. Например, на международных выставках, где нам доводилось участвовать при наличии конкуренции, царит добрая, дружеская обстановка. Мы сталкивались с тем, что на мероприятии у детей переставали работать их изделия, случались издержки транспортировки, ребята нервничали — и в такие моменты все дети подключались и помогали их починить, и подобные ситуации не превращались в трагедию для участников.
Другой важный фактор — искренняя заинтересованность. Дети всегда хорошо чувствуют фальшь, поэтому задача организаторов детского творчества — честно интересоваться тем, что происходит и что делают дети. Некоторые создатели могут 20–30 лет делать вид, что они что-то разрабатывают, и потом регистрировать патент, чтобы отчитаться за финансирование, а не внедрить проект. Для детей важен сам процесс создания и участия в конкурсах, само изобретение. Поэтому им важно видеть, что мероприятия организовываются не для галочки. In’Hub — это масштабное и очень качественное мероприятие в сфере детского изобретательства, которое действительно помогает детям развивать и продвигать их изобретения.
Зачем патентовать изобретения
Мы заметили, что юные творцы плохо пользуются информационными ресурсами и различными поисковыми базами, поэтому часто повторяются в своих технических решениях. Кроме того, существует недопонимание основ системы патентования и ее важности сегодня. Поэтому мы решили, что в программу In’Hub нужно добавить трек, посвященный этим вопросам. На основе нашего практического опыта мы учим детей грамотно сопоставлять их техническое творчество с информационной и правовой сторонами.
В целом инженеры зачастую плохо знакомы с юридической стороной своей деятельности и не понимают устройства патентной системы. Поэтому наша задача — познакомить юных изобретателей с миром технического творчества не через академические знания, а через практический опыт, потому что чистый юридический язык им будет непонятен. Объяснить им, в каких случаях и как нужно патентовать свои изобретения, из чего выросла патентная система, что ее благородная цель — способствовать техническому прогрессу во всем мире.
Форум In’Hub — это важный шаг к развитию отрасли изобретательства, в том числе среди детей. Такие проекты воспитывают международное сообщество и дают детям площадку для знакомства с будущими коллегами. Исследование Стэнфордского и Гарвардского университетов показало, что отсутствие доступа к инновационному наставничеству и стажировкам препятствует инновациям. А знакомство с изобретателями в юности повышает шанс на то, что дети сами станут изобретателями. Поэтому корпорациям нужно создавать среду, в которой у детей будет возможность придумывать и реализовывать свои технические решения.