Мечты создателя
Любой стартап должен предлагать полезную разработку, чтобы стать успешным. Нечто такое, что значительно улучшит или упростит быт, повысит качество жизни или сделает ее безопаснее. Порой это могут быть довольно неочевидные вещи — те же трехточечные ремни безопасности или поворотники на заре автомобильной эры были лишь дорогой дополнительной опцией. Сейчас представить авто без них просто невозможно.
Но чтобы создать что-то принципиально новое, нужна мечта. Именно с нее начинаются все изобретения. Так было и у меня, например — в детстве у меня появился видеомагнитофон и кассета с мультфильмом «Трансформеры» 1986 года. Я никогда ничего подобного не видел! Был настолько впечатлен этим, что захотел создавать роботов сам. Так появилось понимание, что нужно стать инженером-конструктором. Позже стала ясна необходимость изучения электроники и программирования, конечно.
В школьные годы, используя советский конструктор, а также разобранные детали от игрушек, я собирал первых роботов – виброходов, шагающих роботов пауков, а также роботов на колесном шасси. С возрастом делал свои первые манипуляторы, все управление было завязано на обычные трехпозиционные тумблеры.
Дальше был вуз и первый коммерческий проект. Мы создали аппарат, который за деньги снимал копии с документов: это был металлический корпус с копиром и приемниками для монет и купюр. Тогда произвели за свой счет шесть штук, расчет был на студентов, которым нужно для подготовки к сессии размножать в большом количестве статьи, учебники и конспекты. Но тогда бизнес не пошел. А дальше была работа на производстве. Но ежедневная рутина не смогла выбить из меня детские мечты — я по-прежнему хотел создавать роботов, похожих на людей.
С низкого старта
Первый прототип я создал на собственные накопления, но быстро понял, что для получения действительно успешного образца, а не просто гаражной самоделки, этого недостаточно. Тогда я подал заявку на конкурс Фонда содействия инновациям, выиграл грант — почти миллион рублей. Все работы по тому проекту делал сам: не только проектировал, но даже детали делал собственноручно. Программировал станок, который вырезал нужные узлы из алюминия по чертежам. А параллельно я участвовал и в других конкурсах для стартапов в области робототехники.
В 2015 году стал резидентом Фонда «Сколково». Поначалу не очень понимал, зачем это нужно, — ведь грант у меня уже был, средства оставались. Но быстро появилось понимание, что важна экспертная оценка, обратная связь. Профессионалы с большим, чем у меня, опытом могут подсказать, что нужно доработать, на какие аспекты обратить внимание. С поддержкой инновационной экосистемы мои показатели еще улучшились. И дальше были международные выставки: в Париже и Сингапуре, на одной из них наш проект попал на страницы «Вашингтон Пост».
Вообще у нас большой опыт участия в различных мероприятиях. Я стараюсь не пропускать ни одного профильного события, но самым полезным пока был «Технопром». Наш проект подходил под условия, у нас было все необходимое. И это оказалось очень полезно! Я познакомился со многими достаточно высокопоставленными лицами из числа нашей целевой аудитории — к примеру, с министром образования и науки Новосибирской области Вадимом Васильевым. Участие наше было совершенно бесплатным, мы познакомились с инвесторами и коллегами по цеху.
По итогам того форума мы получили много ценного опыта и созрели уже к инвестиционной стадии. И следующим важным витком для меня и для ADAMa станет Международный форум инноваторов IN'HUB. Он открывает стартапам двери к целевой аудитории, а еще там можно найти технологическую поддержку и познакомиться с инвесторами. Поскольку мы сейчас готовимся к запуску фабрики по производству наших роботов, это будет крайне важно.
Прикладной аспект
Но, конечно, моя мечта так и осталась бы мечтой, если бы у нее не было коммерческой востребованности. Поэтому почти с самого начала проекта перед нами стоял вопрос: кто станет конечным потребителем робота? Насколько он может быть полезен и для чего? Сейчас есть четкое понимание: это школы, вузы, лицеи и гимназии, IT-кубы, кванториумы и центры дополнительного образования.
Наш ADAM — это программируемый человекоподобный робот. Он способен поддерживать беседу, распознавать лица и предметы, может выражать эмоции. В автоматическом режиме перемещается по помещению, обходя препятствия, а еще мы реализовали в нем уникальную технологию управления при помощи виртуальной реальности. Очевидно, что с такими характеристиками он идеально подходит не только для рекреационных целей, но и для обучения. Потому основной костяк наших потребителей — именно из сферы образования.
Мы работаем также с дилерами, которые занимаются поставкой образовательной робототехники. Им тоже интересен такой кейс — особенно сейчас, когда сильно чувствуется отток специалистов. Наш продукт призван решать в перспективе проблему недостатка кадров путем вовлечения в индустрию ИТ и робототехники молодых ребят. С помощью ADAMa они могут постигать азы профессии уже со школьной скамьи, начиная с восьмилетнего возраста, — и вплоть до вуза. То есть мы охватываем полностью всю аудиторию.
Основной упор мы сделали на программирование: то есть начинающим инженерам не нужно конструировать платформу — можно брать нашу разработку и использовать как тренажер. Конечно, создать такого робота было непросто, и команда много раз менялась в процессе. Мы начинали с близкими товарищами, но кто-то уходил, кто-то приходил. Костяк проекта – три человека, которые были с самого начала.
Разработка инновационных идей, создание чего-то принципиально нового — это большой труд, тяжелая ноша. Поэтому я хочу особо выделить два момента, необходимых для успешного стартапа. Во-первых, это компетенции: нужно постоянно совершенствовать свои навыки, получать новые, привлекать в команду людей с нужным образованием и опытом. И во-вторых, важно верить в свой проект и не опускать рук. Хорошая идея неизбежно привлечет и грамотных специалистов, и инвестиции.